Запреты и наказания

07.11.2023

07.11.2023

ЗАПРЕТЫ И НАКАЗАНИЯ  

За что можно наказать, и как можно наказать, и чего мы хотим добиться наказанием? А подготовлен ли малыш к наказанию? А можно обойтись без наказания? Почему малыш «треплет нервы» - это не просто Каприз, вдруг это Протест? И ещё много вопросов должно возникнуть у родителей перед тем, как наказать.

Ребёнку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребёнка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять поступки, действия, не говорить ребёнку «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Жестокий», а «Поступил жестоко». Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

         Психологи посвятили много исследований самоанализа человека, который называется по-разному: восприятие себя, образ себя, оценка себя, а чаще самооценкой. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребёнка постоянно воспитывают, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребёнок ищет подтверждения, что он хороший, что его любят, что он может справится с любыми делами. Это – естественное стремление всякого человека, составляющего отношение к себе.

Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений с окружающими. Формирующиеся отношения ребёнка к другим людям прежде всего отношением к нему самому и близких в семьях.

          Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребёнка, вызывать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

         Наказания нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает  возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.

         Если без наказаний обойтись нельзя, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И.Леви:

ü  Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Не редко бывает, что результат поступка оказался тяжёлым, хотя мотив, которым руководствовался ребёнок, был положительным. Например, ребёнок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

ü  Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.

ü  Нельзя наказывать и ругать ребёнка, когда он болеет, ест, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической и душевной травмы.

ü  Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается.

ü  Наказание не должно вредить здоровью.Хочу такой сайт

ü  За один проступок – одно наказание.

   

          Брать слово с ребёнка также ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их он всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру в свои силы и ухудшает эмоциональный фон  выработки новой системы рефлексов.

   

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

ü  замечание, сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

ü  выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

ü  лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

   

         Научитесь и научите прощать. Прощение – огромный труд, мало сказать: «Прости»,  нежно обняв за плечи, важно, действительно, простить и отпустить обиду (необходимо всячески бороться с мыслью: «Я тебе припомню»). Неся обиду в сердце вы лишаете себя радости ощущения.

         Научитесь и научите общаться. Обращайтесь всегда, по любому поводу, обсуждайте всё, даже непонятные вопросы (многие взрослые говорят ещё «глупые вопросы» - поверьте, нет глупых вопросов). Станьте авторитетным другом для своего малыша!

         Научитесь и научите быть Ласковым. Прощение невозможно без ласки. Даже строгие папы и мамы должны уметь быть ласковыми. Никогда не скупитесь на ласку и обнимания (детей невозможно перелюбить и заласкать и тем избаловать нежностью).

Прошу, не спешите наказывать ваших малышей! Остановитесь и подумайте. Всё ли вы сделали для того, чтобы ваш малыш  «не трепал вам нервы», доступно ли объяснили правила поведения и ограничения. Может, стоит обсудить проблемную ситуацию вместе с малышом – пусть встанет он на место родителя и сам себя накажет (да и таким нестандартным способом надо пользоваться), можно составить договор «Проступок – Наказание».

ВАЖНО – Родители должны быть едины во взглядах на воспитание, пока нет единства мнений между родителями – наказывать нельзя!

Желаю Вам побольше смеха, счастья и взаимопонимания!

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».